Решаем вместе
Есть вопрос?

Профориентационный минимум

С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации.

Профминимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Цели и задачи Профориентационного минимума
Цельвыстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая
реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
· Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной
деятельности в образовательных организациях;
· Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения
профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных
организаций;
· Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных,
муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации
обучающихся;
· Подготовка программ повышения квалификации для специалистов,
осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных
организациях;
· Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных
организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей,
центров занятости населения, родительского сообщества;
· Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую
поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми
затруднениями трудоустройства.

Рекомендации по организации профориентационной работы в
образовательных организациях
В целях реализации комплексной профориентационной работы в образовательных
организациях Российской Федерации необходимо руководствоваться настоящими
Методическими рекомендациями. Профориентационная работа в образовательных
организациях включает в себя комплекс мер по формированию готовности к
профессиональному самоопределению обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах
и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций,
включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и
педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели
региона

Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной
организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
· Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
· Основной уровень (не менее 60 часов);
· Продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ
Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и
возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом
профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»

Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

Ø  профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;

Ø  урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;

Ø  внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);

Ø   воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);

Ø  дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);

Ø   профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);

Ø   взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

☝ Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).

 Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.

Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬХочу такой сайт

Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.

Используемые материалы:

  1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
  2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
  3. Онлайн-уроки «Шоу профессий»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТАХочу такой сайт

Включает:

  1. Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
  2. Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)

Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Выбор и обучение по программам профессионального обучения.

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.

Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.

ПРП по внеурочной деятельности Профориентация для ООО.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические_рекомендации_по_профминимуму.pdf (скачать) (посмотреть)
План по профориентации 2023-2024.docx (скачать)
Порядок реализации профминимума.pdf (скачать) (посмотреть)
ПРП по внеурочной деятельности Билет в будущее для ООО и СОО.pdf (скачать) (посмотреть)
План по профориентации 2023-2024 учебный год.docx (скачать)
Россия - мои горизонты Календарно-тематический план.pdf (скачать) (посмотреть)
приказ о назначении ответственного.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».